Телефон для справок
Москва,Ул. Илимская д.9(м. Алтуфьево)
Москва, 1-й Проезд Перова Поля, дом 9, строение 2 (м. Перово)
Москва, Варшавское шоссе, дом 129 корпус 2 (м. Пражская)
Москва, Ул. Шипиловская дом 34 корпус 1 (м. Шипиловская)

Трансплантация и донорство: анализ новых инициатив

30 сентября 2016

Проблема законодательного регулирования трансплантации и донорства органов является в нашем обществе весьма острой. Эксперты признают, что закон о донорстве органов, находящийся на данный момент в разработке еще не доработан.

Отмечается, что в нем уже присутствует излишняя регламентация, спорные понятия и объёмная процедура получения согласия родных на посмертное донорство. Такой подход грозит отсутствием реальных правовых механизмов, по которым будет осуществляться трансплантация органов, а также обвинением врачей в незаконном изъятии органов у умерших граждан. На данном этапе такой ситуации еще можно избежать, если уже сейчас учесть рекомендации экспертов и принять закон о донорстве органов, которые не будет  создавать излишних препятствий для профессиональных деятельности медработников.

Донорство органов в России

На данный момент в России действует ФЗ № 4180-1 «О трансплантации органов и тканей человека», в соответствии с которым осуществляется трансплантация органов. Закон был принят еще в 1992 году, но с тех времен существенных изменений в него внесено не было. При этом специальное законодательство, тем или иным образом касающемся вопросов трансплантологии претерпело значительны правки. ФЗ «Об охране здоровья» на сегодня является основным документом в сфере здравоохранения. В законе выделена статья, посвященная вопросам донорства – ст. 47. В ней закреплены основы правового регулирования изъятия органов у человека для трансплантации, они содержат отсылки к Закону и трансплантации. Однако, многие его положения не соответствуют ФЗ «Об охране здоровья». Например, ФЗ «Об охране здоровья» предусмотрен, что решение об изъятии органов у живого человека принимает специально созданная комиссия, в некоторых случаях предусмотрено проведение судебно-медицинской экспертизы, разработан порядок констатации смерти пациента и др. В Законе о трансплантации многих положений нет. Создатели ФЗ «Об охране здоровья» подразумевали, что в скором времени появится новый специальный закон, который находится в разработке еще в 2012 года. Действующим является порядок оказания медпомощи по хирургическому профилю (трансплантация органов и тканей человека), он утвержден приказом Минздрава РФ № 567-н от 31.10.2012 года. В частности, в нем предусмотрен порядок ведения листа ожидания – основного документа, по которому определяется очерёдность предоставления органов и формирования перечня нуждающихся в пересадке лиц. Однако, в ФЗ «О трансплантации» о листе ожидания не сказано ничего. Вопрос доступа граждан к трансплантации является принципиальным моментом, который должен регулироваться не ведомственным приказом Минздрава, а на уровне федерального законодательства.

Необходимость в изменении действующего законодательства

В нашем обществе постоянно увеличивается потребность в проведении трансплантации. В связи с этим нужна правовая база, которая станет мощным регулятором таких правоотношений и будет способствовать развитию трансплантологии. Существующая  в обществе оценка такого явления как «донорство органов» имеет как положительную, так и негативную окраску. Журналисты эксплуатируют эту тему в своих интересах, вследствие чего появляются темы о «черных трансплантологах». Поэтому медицинские работники и их пациенты как никогда нуждаются в надежной защите закона. Специальное законодательство должно позаботиться и об отношениях в сфере обмена информацией. Пациентов больниц поджидают новые затруднения, которые связаны с раскрытием конфиденциальной информации.

Закон о донорстве органов: законопроекты

С 2012 года прослеживается следующая хронология разработки законопроекта о донорстве органов: проект № 1 («О трансплантации органов и тканей человека») – разрабатывался Минздравом РФ с 2012 года, впервые опубликован на официальном сайте нормативно-правовых актов РФ в 2014 году. Приятие и вступление закона в силу планировалось в 2015 года; проект № 2 (О донорстве органов, частей органов человека и их пересадке») – откорректированная версия предыдущего проекта. После прохождения стадии общественных обсуждений дальнейшая работа над законом не проводилась; проект № 3 («О донорстве органов человека и их трансплантации») – размещен на сайте Минздрава РФ. По плану ведомства закон должен был быть принят в 2016 году. Однако, на сегодняшний день, официальный проект на рассмотрение в Госдуму не внесен. Специалисты в области трансплантологии отмечают, что законодатель в этих проектах учет многие озвученные предложения, и что с каждой версией законопроекта его содержательная часть значительно улучшалась. Рассмотрим некоторые важные моменты, которые на данный момент учли действующие законопроекты.

Смерть донора в результате пересадки органов

Медицинское сообщество восприняло в «штыки» принцип, который провозглашался в Проекте закона № 1 о том, что изъятие органов не должно стать причиной смерти донора. Трансплантологи посчитали, что такое положение сделает невозможным прижизненное донорство органов в России. Поскольку  любое оперативное вмешательство, тем более такое сложное изначально может иметь риск для жизни человека. Создатели закона учли мнение медиков и исключили такое положение из последующих проектов закона.

Совершенствование системы донорства

В первом проекте закона описывалась система донорства органов человека, которая пугала своей внушительностью. Недостатки системы следующие: отдельное федеральное ведомство, имеющее контрольные функции в сфере донорства и с обширным перечнем полномочий; частные медучреждения, которым было решено дать право на пересадку и изъятие органов. Передача подобных полномочий частным организациям заставляла экспертов насторожиться. В Проекта закона № 3 системе упрощена. Из нее исключены частные медучреждения, которые смогут заниматься лишь транспортировкой органов. Возглавляет систему уполномоченный орган власти (Минздрав РФ), в его подчинении находятся центры оперативного управления процедурами донорства и трансплантации (медучреждения особого типа).

Получение согласия на пересадку органов

В проекте закона № 3 содержится сложная и не совсем понятная процедура получения от гражданина согласия на посмертное изъятие органов. Решена лишь проблема получения прижизненного согласия на донорство органов. Однако после смерти гражданина таким правом наделены его ближайшие родственники. Рассмотрим предполагаемую последовательность действий по получению согласия или отказа от родственников на изъятие органов, которая содержится в законопроекте № 3: после констатации смерти больного и признания его подходящим донором, лечащий врач в течение часа после этого должен уведомить об этом его супруга; после получения сообщения врача, родственник больного в течение двух часов должен принять свое решение. В случае несогласия с донорством, родственник в любой форме сообщает об этом врачу (в устной или письменной); медучреждение может провести изъятие и пересадку органов только в том случае, если в течение двух часов они не получили от родственников отрицательный ответ или не смогли с ними связаться. Считаем, что такой порядок может спровоцировать спорные ситуации: Родственник после получения сообщения о смерти гражданина не успел сообщить в положенный срок о своем несогласии на изъятие органов, однако, составил заявление с указанием времени, которое заверено у нотариуса.  Это может создать дополнительную путаницу; Один из родственников, например, сестра покойного, получила сообщение о смерти гражданина и согласилась на изъятие органов, однако, другие родственники были против такого решения. Какие последствия будут у такого решения. К сожалению, проект закона № 3 не содержит однозначного ответа на эти вопросы.

Прижизненное донорство: требования

В проекте № 3 сказано, что прижизненное донорство возможно, но только при том условии, что донор и реципиент являются родственниками. При этом проект не упоминает о степени родственной связи и не требует наличия генетической связи между сторонами. При этом трансплантация может проводиться только в случае предоставления донором и реципиентом документов, подтверждающих из родственную связь. Содержится в законопроекте и странное ограничение – изъятие органов не может быть проведено у лиц, которые находятся в служебной или иной зависимости от реципиента.

Выводы по статье

Мы можем заключить, что создатели последнего законопроекта о трансплантации учли многие замечания профессионального медицинского сообщества и общественности. Несмотря на то, что официальное принятие закона несколько задерживается, медработники уже сейчас должны быть готовы к тому, что многие процедуры в трансплантологии будут усложнены и формализованы. Цель законодателя в этом плане – сделать процедуру изъятия органов и трансплантации более прозрачной и доступной для понимания. Очевидно, что закон о донорстве необходим, и его принятие будет означать поступательное развитие этой перспективной сферы здравоохранения.

Источник: www.zdrav.ru/articles/4293652048-qqq-16-m9-20-09-2016-transplantatsiya-i-donorstvo-analiz-novyh-initsiativ?ustp=F&utm_medium=letter&utm_campaign=letternews_Zdrav_pvz_29092016_daily_readers_47430

 

Последние новости